КАК СДЕЛАТЬ ABC-АНАЛИЗ В EXCEL


АВС-анализ (или принцип Парето) - это очень простой и в тоже время достаточно эффективный инструмент, который позволяет сосредоточить свои усилия и внимание на том, что действительно важно.


Спектр применения и использования данного метода весьма широк:


- анализ номенклатуры;

- определение ключевых клиентов;

- оптимизация адресного хранения на складе;

- оптимизация стратегии массового обслуживания клиентов;

- оптимизация складских запасов;

- оптимизация рабочих и производственных процессов;

- оптимизация маркетинговой активности;

- оптимизация бюджетных расходов...

История возникновения

Иосиф Моисей Юран – экономист, иммигрировавший из Румынии в США. Занимался исследованиями в области управления качеством.

В 1941 году, он случайно находит результаты работы итальянских учёных (экономиста и социолога) Вильфредо Парето и Фредерико Дамасо.

Данная работа была посвящена утверждению Муссолини:


“Во всём мире, богатства распределены неравномерно:
20% населения Земли владеет 80% её богатства!”


Основываясь на своих наблюдениях, они пришли к определению функции, описывающей распределение богатства в мире, как:

Log N = LogA + mLog X

где N это количество людей богаче,
чем X (при этом A и M – постоянные величины).

На основе данной формулы, для экономик разных странах мира, были получены величины располагаемыми ими богатств.


В результате, Парето и Дамасо пришли к выводу, что около 80% всех богатств сосредоточены в руках 20% населения Земли.

Собственно поэтому, иногда данное утверждение так и называют - “Принцип Парето”.

Принцип Парето

Это, казалось бы, «сухое» утверждение на практике имеет весьма практическое применение.

Вот уже несколько десятилетий к ряду, принцип Парето находит отражение практически во всех областях человеческой деятельности.

Так, например (в 1989 году):

82.7% мирового ВВП было создано

лишь 20-ю % государств мира


Вот несколько других важных практических применений принципа Парето:

- получение 80% доходов от 20% клиентов;

- 80% продаж дают лишь 20% товаров / услуг;

- 80% от доходов компании приносит 20% сотрудников.


Кривая Лоренца

Для иллюстрации принципа Парето часто используют перевернутую кривую Лоренца.

В макроэкономике смысл кривой Лоренца заключается в неравном распределении доходов и богатства населения – это то, чем Парето занимался в своих первоначальных исследованиях.


Как построить и как использовать результаты

Давайте рассмотрим пример реализации данного метода средствами Excel. Алгоритм проведения анализа следующий:

Исходный массив данных, по которым мы хотим провести ABC-анализ, необходимо отсортировать в порядке убывания значений

Рассчитываем, какую долю каждое из значений массива занимаем в самом массиве


Производим суммирование (набегающим итогом) полученных долей по каждому из значений в массиве

Определяем категорию, согласно установленным границам категорий


Должно получиться что-то вроде:















Рис.1 Таблица с категориями ABC


Собственно, вот мы и сделали abc-анализ, в классическом его понимании. Вопрос: “Что дальше?”


ABC-анализ на практике

На практике не всё так просто, для каждой категории необходимо грамотно установить значения границ категорий.

Лучше всего это сделать только после графического представления набюдаемой зависимости, которая особенно актуальна в ситуации, когда существует относительно небольшой ряд факторов (т.е. мы сравниваем значения, на которые действуют одинаковые факторы).

В случае, если мы учтём все эти нюансы (“факторная” однородность данных; определение границ категорий) тогда, и только тогда мы сделаем всё правильно и грамотно.

Ведь в чём заключается основная идея abc-анализа? Основная идея заключается в том, чтобы^

“сделать Ваши усилия и средства были сосредоточены главным образом на тех категориях клиентов / продуктов / сотрудников, которые действительно важны для компании”


Так, например:

Клиент категории C (по доли продаж) занимает 80% от всех Ваших усилий – приостановить с ним работу;

Сотрудника категории C (по доли продаж) мы отпускаем на “вольные хлеба”, потому что он дает нам лишь только 5% продаж.

Практика проведения

На практике, надо чётко отдавать себе отчёт, что чудес на свете не бывает: нельзя вот так вот просто сказать:

"А дай-ка я сейчас ABC-анализ проведу и всё станет ясно…и заживём!"


Как это уже упоминалось ранее, нельзя просто взять и проводить - необходимо провести обоснованный, чёткий? разумный анализ, например:


Первое золотое правило в практике ABC-анализа


Входящие
данные должны быть однородными, как минимум, принадлежать одному сегменту;


Второе золотое правило в практике ABC-анализа


Не доверяйте шаблонам.

На практике, правило 80 /20 не всегда работает - необходимо чётко задать границы между категориями (можно путём экспертных оценок, а можно графическим путём проанализировать данные и найти те самые, заветные границы);


Третье золотое правило в практике ABC-анализа


Не спешите с выводами.
Сколько раз, на практике сталкиваешься с ситуациями, когда результаты разходятся с фактами


“не надо забывать, что есть теория и есть практика и они не всегда совпадают”


По-хорошему, разделение на группы весьма условны:

Ну сделали Вы ABC-анализ и что?

Да - есть границы; да - есть группы...ну и что, отказаться от 20%, неотносящиеся к группе А?

У данной теории столько же сторонников, сколько и противников.

Это лишь инструмент для анализа, анализа весьма условного - принятие решений всегда остаётся за Вами!

По сути, сделав данный анализ, Вы ограничиваете себя текущими, действующими на данный момент рамками - без всякой перспертивы на развитие!


Возможно есть смысл обратить внимание на другие аспекты деятельности Вашей компании, например, на такие как: планирование, прогнозирование, оптимизация...

Воспринимайте результаты анализа ровно также как если бы Вы спросили:

"Который сейчас час?"


Действительно, Вы знаете ответ - знаете, что делать в данный момент: здесь и сейчас...но не более того!

А вот что дальше - каковы дальнейшие пути развития; что делать, чтобы преуспеть...к сожалению, на эти и другие наводящие вопросы, данный анализ не даст Вам конктретного ответа!

Как не надо делать ABC-анализ

История уходит корнями в 2008 год - начало мирового финансового кризиса:

никто не понимал; не знал, что делать - руководство большинства компаний начало массово минимизировать, автоматизировать, оптимизировать и реорганизировать!

Ситуация была как в том анекдоте про осла:

"Бежит лось по лесу. Тут заяц спрашивает:

- "Эй, сохатый, куда бежишь?"

- "Косой, а ты чего не знаешь, что лев издал указ:

"Все, у кого больше четырых лап - лишние лапы отрубать!"

- "И чего тут страшного?" - спросил заяц;

- "А то, что за исполнением указа, лев осла назначил,

а тот сначала отрубает, и только потом считает!"

Вместо того, чтобы воспринимать группу С как дополнительный потенциал, резерв...многие компании, сначала "отрубили" и только потом считали!


В китайском языке есть иероглиф, обозначающий слово "кризис", состоящий из двух частей.

В 2008 году (да и по сей день), множество компаний, воспринимало кризис как "опасность"










Забывая о том, что есть и “возможность”

Материалы по теме “Прогнозирование и планирование”

Прогнозирование в Excel - Метод Холта

Как построить диаграмму Ганта в Excel

Как сделать abc-анализ в Excel

Copyright © forecast-ing.ru 2010-2015  Все права защищены

forecast-ing.ru   |   +7 (926) 222-19-57   |   request@forecast-ing.ru